Древнегреческие храмы и святилища.
По мнению эллинов, их Боги пребывали не только в определенных стихиях (облаках, море), но они и на земле выбирали себе места. Они располагались на вершинах гор (к примеру, на горе Олимп, граничащей с Фессалией и Македонией), и возвышенностях, в гротах и ущельях, долинах, лесах, рощах, а порой и на отдельных деревьях. В этих местах эллины постоянно почитали божеств. Ставились статуи, появлялись святилища, сооружались алтари для жертвоприношений. В древние времена идолы порой хранились под сенью ветвей деревьев или в их дуплах.
Сейчас известно только то, что статуя Артемиды Эфесской размещалась под буком, а изваяние Артемиды в Орхомене хранилось в дупле большого кедра еще во II веке н.э., т.е. а период Павсания. В дальнейшем для защиты статуй от непогоды начали сооружать навесы, боковые ограждения, и так появились своего рода часовни, а позже – храмы. Следует отметить, что, по-видимому, ни статуя, ни храм не считались обязательной принадлежностью святилища в качестве места поклонения богам. Как пример можно привести святилище близ Милета на мысе Монодендри, где, кроме алтаря, отсутствовали какие-либо сооружения, связанные с культом. В нем сохранились остатки, относящиеся к архаической эпохе.
Характерные черты первоначальных храмов
К простейшим древнегреческим храмам и святилищам относится грот Аполлона на острове Делосе у склона горы Кинф. Данное святилище, наполовину природное, наполовину сооруженное человеком, представляло собой расщелину между скал, перекрытую двумя рядами наклоненных каменных плит, создающих подобие свода. Но, в отличие от святилищ, сам тип храма возник из жилища. Храмы на первом этапе своего развития сохраняли характерные черты мегарона – главного помещения богатого жилого дома предшествующего периода. В некоторых случаях и подлинное жилище использовалось для храма, к примеру, бывшее жилище вождя, превращалось в место для жертвоприношений. Поэтому в храмах на первом этапе алтарь устанавливали внутри помещения, и таким образом, сохранялась древняя традиция домашнего культа.
В помещении храма, носящем название целла, располагалось и изваяние божества. Позже алтарь начали устанавливать перед входом в храм, обычно, обращенный на восток. С того момента верующие люди, собравшиеся для жертвоприношений и молитв, собирались снаружи, около алтаря, и уже не входили внутрь храма. Сам храм уже стали рассматривать как жилище богатства со статуей внутри него. После того, как святилище начали обносить оградой, появился теменос – священный участок, вход на него стали выделять пропилеями в архаическую эпоху.
Строительство храмов стало расширяться, начиная с VIII века до н.э.. В это время начал распространяться и ряд новых культов, в особенности культ Аполлона, являющегося покровителем большинства городских общин. Древнегреческие храмы и святилища отличались характерными особенностями греческого зодчества, но только еще с более сложными идейными устремлениями. Эллины старались создать достойное жилище – прекрасный храм, соответствующий представлению о божестве, как о человеке с прекрасным обликом, сложившемуся в эпической поэзии и в мифах.